?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Арктическая теория
орел
koparev wrote in uctopiockonpycb
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория




«Арктическая» теория

Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен предложил искать прародину всех этносов в Арктике. Подробнейшие описания Арктики содержатся в древнейших литературных памятниках человечества – в индийских Ведах. К этому выводу пришѐл санскритолог и историк Бал Гангадхар Тилак (1856 – 1920), написавший свою книгу «Арктическая родина в Ведах» (1903 г.). Признаѐтся, что все десять книг (мандал) самой древней из Вед – Ригведы – были написаны во III – II тыс. до н э. уже в Индии. Сколько столетий до этого передавались Веды изустно? Индусы верят, что истину Вед брахманы восприняли от богов и передавали в качестве устного предания от одного поколения к другому. Таким образом, следует прийти к выводу о том, что Ригведа могла быть создана арьями ещѐ в Приполярье. Она отразила все природные явления, характерные для арктического региона. Так, в Ригведе (X, 89, 2,4) говорится:

2.

Этот Сурья (охватил) кругом широкие просторы.

Пусть Индра поворачивает его, как колѐса колесницы,

(Этого) неостанавливающегося, словно деятельный поток.

Чѐрный мрак он убил (своим) блеском.

4.

Для Индры я гоню хвалебные песни — воды,

Вытекающие непрерывным потоком со дна океана,

(Для того,) кто (своими) силами установил врозь

Небо и землю, словно колѐса с помощью оси (1)

.

Мы видим, что небо уподоблено колесу на оси, оно поворачивается, как «колесо колесницы», поэтому его можно сопоставить только с небесной сферой, видимой на Северном полюсе. Также в Ригведе (I, 24, 10) звѐзды описываются как стоящие в небе, т. е. не заходящие за линию горизонта:

Вон те звѐзды, что вверху укреплены —

Ночью они видны. Куда же днѐм уходят? (2)

Мы – люди современного общества – редко бросаем свой взор на звѐздное небо. Многие из нас, живущих в южных широтах, вдалеке от Заполярья, не знают, что многие звѐзды имеют свой восход и свой закат. Картину ночного неба с незаходящими светилами, изображѐнную в Ригведе, мы можем увидеть только в области, прилегающей к Северному полюсу. Все звѐзды исчезают здесь с небосклона только при приближении дня. Полярный день длится полгода. День и ночь богов, как утверждает древняя ведическая литература, длятся по шесть месяцев. Об этом говорят «Законы Ману» (1, 67): «У богов день и ночь – человеческий год, опять разделѐнный надвое: день – период движения солнца к северу, ночь – период движения к югу» (3). В Авесте – священной книге зороастрийцев – мы можем прочесть похожие утверждения (Вендидад, фаргард II): «Так изрѐк Ахура-Мазда: ―Самостоятельные и сотворѐнные светила, как один раз заходящими и восходящими кажутся звѐзды, Луна и Солнце. И одним днѐм казался год»

.

О долгой заре как об одной из реалий Арктики говорится в Ригведе (I, 123, 6-8):

Пусть возникнут богатые дары, пусть возникнут обильные подкрепления!

Поднялись пылающие сполохи.

Желанные блага, сокрытые мраком, —

Сверкающие зори делают их видимыми.

7.

Одна уходит прочь, другая приходит.

Две несхожие половины суток сходятся вместе.

Другая заставила скрыться мрак двух окружающих (миров).

Засверкала Ушас с блистающей колесницей.

8.

Одни и те же сегодня, одни и те же завтра,

Они следуют длительному установлению Варуны.

Безупречные, (каждые) тридцать йоджан

Одна за другой они осуществляют в один день замысел (4)

.

Ригведа описывает в этих строках многодневное заметное наблюдателю кружение

солнца чуть ниже линии горизонта. Подобное возможно лишь в Заполярье с его долгой

полярной ночью. О мраке этой ночи упоминается в строках Ригведы (X, 124, 1):

1.

Приди, о Агни, на это жертвоприношение…

Слишком долго пролежал ты во мраке (5)

.

В одной из строк Ригведы (X, 138, 3) говорится о полярном дне: «Сурья распряг колесницу посреди неба» (6). Те, кто создал эту Веду, дают нам понять, что бог солнца расположился в небе для продолжительного отдыха, что не может не быть связанным с очень долгим пребыванием дневного светила над линией горизонта. Текст эпоса Махабхарата также говорит о том, что арьям были известны земли, прилегающие к Арктике: «По мере того, как непрерывно движется Полярный круг, на нем обнаруживается три сотни и шестьдесят делений» (7).

.

В Авесте многократно упоминается горная цепь еѐ главной горой Хукайрья. Эту горную цепь отождествляют с Уральскими горами. Ороним Кукайа употребляет ал-Идриси (См.: Tallgren-Tuulio O. J. Du Nouveau sur Idrisi, c. 170; Miller K. Mappae arabicae. Bd. I. H. 2, C. 49. Сравните: Калинина Т. М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. – М., 1988. С. 85) (8). Ал-Идриси сообщает нам о горной цепи Кукайа: «Это большая гора, протянувшаяся от моря Мрака (Северного Ледовитого океана – авт.) до края обитаемой земли. Эта гора простирается до страны Йаджуджа и Маджуджа на крайнем востоке и пересекает ее, проходя в ( Гаты Заратуштры / Перевод с авестийского И. М. Стеблина-Каменского. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2009. – С. 166) южном направлении до темного, черного моря, называемого Смолистым (аз-Зифти) (9). Это очень высокая гора, никто не может подняться на нее из-за сильного холода и глубокого вечного снега на ее вершине» (Al-Idrisi. Opus geographicum sive ―Liber ad eorum delectationem qui terras peragrare. Consilio et auctoritate E.Cerulli, F.Gabrieli, G.Levi Della Vida, L.Petech, G.Tucci. Una cum aliis ed. A.Bombaci, U.Rizzitano, R.Rubinacci, L.Veccia Vaglieri. Neapoli-Romae, 1970. – С. 910).

Согласно древнеиранской традиции исток Ра (Волги) находится на горах возле вершины Кукайа. Кроме основного течения реки Атиля (Волги) ал-Идриси знает два его притока, один из которых мог считаться местными народами самим Атилем. Академик Б. А. Рыбаков предложил соотнести один из безымянных притоков с верхним течением Камы до впадения в нее реки Белой (Рыбаков Б А. Русские земли по карте Идриси 1154 г. – КСИИМК. Вып. 43. 1952. С. 12.) (10). Самый крупный приток Камы – Вишера, истоки которой находятся на Северном Урале. В Каму впадает также река Вятка. Племя, живущее на еѐ берегах, упомянуто в надписи на печати, найденной при раскопках в Мохенджо-Даро – одного из городов Хараппской цивилизации.

В Авесте воспевается священная река арьев Ардви-Сура:

Молись текущей мощно

От высоты Хукарья

До моря Ворукаша.

Из края в край волнуется

Все море Ворукаша.

И волны в середине

Вздымаются, когда

Свои вливает воды,

В него впадая, Ардви

Всей тысячью протоков

И тысячью озер (11).

.

В этих строках Авесты описывается Обь с еѐ многочисленными рукавами, протоками и

окружающими еѐ озѐрами. Ни Северная Двина, ни Енисей под это описание не подходят.

В гимне Ардви-Суре упоминаются бобры, которые не обитают ни в Иране, ни в

Средней Азии, но которых арьи видели на своей северной прародине:

Бобровую накидку

Надела Ардви-Сура

Из шкур трѐхсот бобриных,

Четырежды родивших

(Когда они шерстистей,

Когда их гуще мех),

Так сделанную, чтобы

Смотрящему казалась

Она покрытой золотом

И полной серебром (12).

.

Итак, памятники древнеиндийской и древнеиранской литературы свидетельствуют о

том, что Северо-Восточная Европа и Западная Сибирь были древней прародиной арьев.

1 Ригведа. Мандалы IX – X / Сост. Елизаренкова Т. Я. – М.: «Наука», 1999. – С. 233.

2 Ригведа. Мандалы I – IV / Сост. Елизаренкова Т. Я. – М.: «Наука», 1999. – С. 29.

3 Законы Ману. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 27.

4 Ригведа. Мандалы I – IV. – С. 154-155.

5 Ригведа. Мандалы IX – X. – С. 281.

6 Там же. – С. 294.

7 Махабхарата. Адипарва. – М.: НИЦ «Ладомир», 1992 – С. 3.

8 См. по: Коновалова И. Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. – М.: «Восточная литература», РАН, 1999. – С. 52.

9 Цит. по: там же. С. 80.

10 См. по: там же. С. 89.

11 Авеста: Избранные гимны / пер. с авест. И. Стеблин-Каменский. – М.: Дружба народов; КРАМДС –

Ахмед Ясови, 1992. – С. 27.

12 Там же. С. 50.