id77 (id77) wrote in uctopiockonpycb,
id77
id77
uctopiockonpycb

Category:

Странные фигуры на Опричном дворце..

Здравствуйте уважаемые.
И снов немного Ивана Грозного Вам в ленту :-)
Интересное время просто, интересный человек и настолько неоднозначный, что писать о нем можно долго и результативно :-)
Сегодня я хотел бы слегка коснуться сложнейшей темы опричнины, но только под определенным углом — геральдически-символическом, если это можно так обозвать.
Те, кто изучает этот период в истории нашей страны, в той или иной степени сталкивается с записками вестфальского авантюриста Андрея (Генриха) фон Штадена, который около 12 лет провел в Москве. Не будем сейчас спорить о том, насколько он приврал и был ли он вообще в опричнине (некоторые из исследователей в этом сильно сомневаются). Но для меня он авторитет, а его «Записки» серьезный и заслуживающий внимания источник.
1391312583_ville-haapasalo_
Вилле Хаапасало в роли Андея Штадена

Ну так вот, читая описания знаменитого опричного дворца (коего не сохранилось), я наткнулся на интересную скульптурную фигуру
У Главных, северных ворот, которые вели к въезду на мост через Неглинную были установлены: «…два резных и расписных льва — на том месте, где у льва находятся глаза, были вставлены зеркала — и резной деревянный выкрашенный чёрным двуглавый орёл с распростёртыми крыльями. Один <лев> был с раскрытой пастью и смотрел в сторону земщины, другой же смотрел во двор. Между этими двумя львами находился двуглавый чёрный орёл с раскрытыми крыльями, грудью к земщине».
dst9pmkgq3fh
Вариант того как выглядел Опричный двор Ивана Грозного

По Орла писать особо не буду — это и понятно, да и разбирали это вот тут вот:http://id77.livejournal.com/120447.html. Но вот со львами интересно... и даже очень :-))
Почему львы вообще? Почему один повернут пастью на опричнину, второй на земщину. Почему вместо глаз зеркала? Определенно царь с каким то умыслом создал эти образы. Причем, учитывая его высокий интеллектуальный уровень, это было неспроста...
19643502
Иоанн Богослов

Большинство исследователей ссылаются на строки из Апокалипсиса Иоанна Богослова: «…И вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему». Один из первых толкователей Апокалипсиса, епископ Андрей Кесарийский, объяснял: «Высокий полёт и стремительное падение на добычу четвёртого животного — орла — указывает на то, что язвы приходят свыше от гнева Божия в отмщение благочестивых и в наказание нечестивых…» Соответственно, идея государя поставить у входа в свою резиденцию обращённого в сторону земщины чёрного орла с распростёртыми крыльями можно расценивать как «желание создать образ адского наказания, которое настигает грешников в наступавшие последние времена». Ну ладно. Пусть так... Предположим, что с орлом разобрались, а со львами то что? Если это звери Апокалипсиса, то почему их 2, и где телец и человек? Вопросы....
В те века говорить де-юре о геральдике в России как то не приходилось — она как наука сложилась уже позднее, во время Алексея Михайловича,но де-факто что-то такое уже, конечно, было. Родовые знаки, например. Лев был знакомом Андрея Боголюбского и от него перенят владимирско-суздальскими князьями. Кстати, до сих пор в гербе города Владимира мы можем наблюдать этого гордого зверя. Быть может это символ того, что Москва является правоприемником Владимиро-суздальского княжества? Не похоже...да и опять-таки почему львов два?
url
Герб Владимирской земли

Если рассматривать исключительно с точки зрения базовых основ символизма Лев - символ божественной солнечной энергии и всепроникающей силы огня, королевской власти и могущества, военной силы и храбрости, мудрости и справедливости, благородства и великодушия, стойкости и силы воли, покровительства и защиты.
Но при этом только лев, и никакая иная геральдическая и символическая фигура, может рассматриваться исключительно как поборник добра, но и как олицетворение зла, и в этом случае он символизирует яростный гнев, свирепость и жестокость.
Быть может это объясняет, почему они повернуты в противоположных направлениях и почему между ними орел?
Это некая борьба добра и зла с царем, как аллегорией двуглавого орла посредине. Причем борьба это не только здесь и сейчас — на этой грешной земле, но и другом свете. Ведь зеркала — это традиционно граница потустороннего, мост между мирами. И кстати, как и другие границы (межа, окно, порог, печная труба, водная поверхность), зеркало считается опасным и требует осторожного обращения. Для русских раскольников зеркало— это вообще вещь запретная, созданная дьяволом.
зеркала
Нууу..как то так :-)))

В Московии тех времен нередко зеркало служило как средством общения с покойными, так и определяло не только нечистую силу (ведьму или колдуна), но и человека с нечистой, двурушной душой.
В этом случае львы кроме показания ярости и/или добра служили еще некой лакмусовой бумажкой, которые определяли что за человек перед ними и человек ли.
rDgFZBGgfaE
Двуглавй орел, 2 льва....Иван Грозный??? Нет - Республика Сербска :-)

Кстати — вот еще вопрос — какой именно лев показывал ярость — обращенный к земщине, или к опричнине? Как вы думаете?
И что вообще считаете по поводу этих странных аллегорий? :-)
Приятного времени суток!
Subscribe
promo uctopiockonpycb февраль 14, 2017 17:00 1
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Древние славянские письменности Оригинал взят у koparev в Древние славянские письменности 1. Автор: Е. А. Копарев Название книги: Древние славянские письменности Издательство: Авторская книга Год: 2014 Формат: pdf Размер: 8,2 Mb…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments